Платить или не платить – вот в чем вопрос | ООО «БЕЛЭКОЛОГ»

Платить или не платить – вот в чем вопрос

фото Платить или не платить – вот в чем вопрос

Платить или не платить – вот в чем вопрос

Платить или не платить – вот в чем вопрос, изображение №1

Обобщим проблемы, возникающие на предприятиях при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Наверняка каждый природопользователь при расчете платы за НВОС хоть раз задумывался: платить за что-то или можно не платить? Применять стимулирующий коэффициент (те самые 25 и 100) или нет, а если применять, то какой из них? На эти вопросы нередко от экспертов следует ответ: «Решайте сами». Потому что страна большая, в каждом субъекте могут быть сформированы свои правила и привычки, чему виной порой неидеальные тексты нормативных правовых актов, которые каждый читает и понимает по-своему: и тот, кто обязан соблюдать требования, и тот, кто проверяет их выполнение, и тот, кто формулирует сами правила. При выборе «платить или не платить» большинство принимает решение типа «платим за все». Так меньше возникает вопросов со стороны надзора. С коэффициентами, бывает, просто выпадает из виду самое важное или то, что заложено между строк. Попробуем поэтому выявить проблемы тех самых слепых зон, в которых, увы, каждый должен решать, платить или не платить, применять стимулирующий коэффициент или нет.

1. Нужно ли вносить плату за НВОС до постановки объекта НВОС на государственный учет, если при постановке присвоена IV категория?

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), от внесения платы за НВОС освобождены те хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), которые осуществляют свою деятельность исключительно на объектах IV категории, но категория присваивается только при постановке объекта НВОС на государственный учет (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Формально не поставленный на государственный учет объект не освобожден от внесения платы за НВОС, поэтому до присвоения соответствующей категории по нему следует рассчитывать сумму платы в случае оказания платных видов НВОС. Однако Правила исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 (далее – Правила № 881), как и действовавшие до них правила, не говорят, что плату за НВОС по объектам без категории необходимо рассчитывать, и не содержат указаний, как корректно можно рассчитать такую плату. Об этом также сообщает Роспририроднадзор в своих письмах

ИЗ ПИСЬМА РОСПРИРОДНАДЗОРА ОТ 06.12.2023 № РН-03-01-34/44278 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ» Законодательно не установлено, как должна осуществляться плата за НВОС, если объектами IV категории и без категории размещаются иные виды отходов, кроме твердых коммунальных отходов. […] Закон № 7-ФЗ не содержит норм, освобождающих лиц, осуществляющих деятельность на объектах, не соответствующих Критериям, от исчисления и внесения платы за НВОС. При этом по объектам IV категории и не подлежащим постановке на учет в качестве объектов, оказывающих НВОС, ставки платы применяются без повышающего коэффициента.

Пример Администратор платы за НВОС – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям. До III квартала 2022 г. площадка организации не состояла на государственном учете объектов НВОС, вносила плату за НВОС на общих условиях без применения стимулирующих коэффициентов за объем размещенных отходов. Декларации о плате за НВОС были приняты, последняя – за 2021 г. В III квартале 2022 г. площадке присвоена IV категория. За 2022 г. Декларацию о плате за НВОС отклонили с комментарием, что по объекту IV категории плата за НВОС не вносится. После пояснений о том, что IV категория присвоена только в III квартале, а до этого объект был без категории и освобождение не действовало, была внесена плата за НВОС и по платежной базе подана Декларация о плате за НВОС. Статус отчета изменился на «Принято».

Скорее всего, с 1 сентября этого года что-то поменяется, так как согласно п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 622-ФЗ) обязанность вставать на государственный учет будет только у объектов НВОС, относящимся к I, II, III категориям. По тем же объектам НВОС, которые по утвержденным критериям относятся к IV категории, станет предельно понятно, что они автоматически освобождены от платы за НВОС (конечно, в том случае, когда у хозяйствующего субъекта во владении нет иных объектов I и/или II и/или III категории). Однако по тем объектам НВОС, которые по утвержденным критериям будут относиться к I, II, III категориям до постановки на государственный учет, предположительно, мнение ведомств не поменяется – придется продолжать платить по тому же принципу. Подумаем об этом ближе к отчетному периоду за 2024 г.

2. Применять ли стимулирующие коэффициенты при расчете платы за НВОС, если в течение отчетного периода произошла смена IV категории на категорию выше?

Правила № 881 содержат п. 24, в котором для определенных случаев предусмотрен условно льготный период, когда плата за НВОС будет рассчитываться в соответствии с той категорией, которая была присвоена до ее смены. Однако такие льготы возможны только в случае, если произошла смена категории с III или II на I, с III на II. Правила № 881, как и действовавшие до них, не содержат положений о расчете платы за НВОС по объекту IV категории, несмотря на то, что мнение Росприроднадзора, как и Минприроды России, в многочисленных разъяснительных письмах с 2017 по 2023 г. неизменно

А как быть в случае, если в отчетном периоде в результате прохождения процедуры актуализации или корректировки учетных сведений об объекте НВОС категория IV сменилась на категорию III, II или I? Ответа в Правилах № 881 или Законе № 7-ФЗ нет. Это подтверждает и Минприроды России

3. Нужно ли вносить плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, не подлежащих нормированию, по объекту III категории?

Пожалуй, это самая большая неопределенность во всей системе платы за НВОС, которая существует уже много лет, и даже Правила № 881, несмотря на попытку решить этот вопрос, ясности не внесли. Есть определенная схожесть с вопросом по объектам I категории, который будет рассмотрен в конце этой статьи, но объекты III категории имеют многострадальную связь с отчетом о производственном экологическом контроле (ПЭК), из-за которого, собственно, вся эта суета.

Согласно п. 8 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ и п. 16 Правил № 881, при исчислении платы за НВОС по объекту III категории объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете о ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности). В соответствии с п. 16 Правил № 881, плата за НВОС по объекту III категории, по которому представлен отчет о ПЭК, исчисляется исходя из данных, содержащихся в отчете о ПЭК. Далее в этом пункте уточняется, что в отношении веществ, указанных в отчете о ПЭК (за исключением веществ I, II классов опасности), применяется формула из п. 27 Правил № 881, то есть без стимулирующих коэффициентов, потому что указанные в отчете о ПЭК вещества признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС. Если объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, за исключением веществ I, II классов опасности, превышает указанные в отчете о ПЭК, то применяется формула из п. 33 Правил № 881, где уже расчет идет с применением стимулирующих коэффициентов. Итак, мы понимаем, что отчет о ПЭК должен быть представлен. Но как объем или масса могут быть превышены в прошлом, когда отчет о ПЭК уже подан? Скорее всего, данную формулу необходимо применять при расчете платы за НВОС, когда ПЭК по факту не осуществлен или после представления отчета о ПЭК выявлена ошибка, например в расчетах, или была допущена опечатка, или доказано, что такой контроль на самом деле не был осуществлен, из-за чего плату за НВОС требуется пересчитать. А если отчет о ПЭК подан, но только по тем загрязняющим веществам, которые подлежат ПЭК в соответствии с Требованиями к содержанию программы ПЭК (утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109), и этот контроль был по факту осуществлен? Тогда за те загрязняющие вещества, которые необязательно было контролировать, вносить плату не нужно? Или нужно, но принудительно с применением стимулирующих коэффициентов? Правила № 881 не содержат отдельных указаний по расчету платы за НВОС за те загрязняющие вещества, которые не подлежат нормированию для объекта III категории и в то же время не обязаны указываться в отчете о ПЭК. Также и Закон № 7-ФЗ не устанавливает коэффициент, который должен быть применен при расчете платы за НВОС за выброс, сброс тех загрязняющих веществ, которые не подлежат нормированию для объекта III категории и в то же время не обязаны указываться в отчете о ПЭК. Согласно п. 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, коэффициент 25 применяется при расчете платы за НВОС за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС), а также за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НДВ, НДС. Однако Минприроды России в разъяснениях всегда ссылается на п. 3 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, в котором говорится, что платежная база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (далее – Перечень), каждого класса опасности отходов производства и потребления, то есть платить нужно за все. Также часто Минприроды России обращает внимание на то, что никто никого не ограничивает в действиях по включению иных веществ в добровольном порядке в ПЭК, в том числе для расчета платы за НВОС. При этом именно такие разъяснения добавляют смуту в вопрос, как все-таки поступать. В итоге каждый решает сам.

4. Нужно ли вносить плату за НВОС с применением стимулирующего коэффициента за размещение отхода на объекте размещения отходов (ОРО), не указанном в Декларации о воздействии на окружающую среду (объекты II категории)?

Вопрос, откровенно говоря, старый, но до сих пор занимает плательщиков. Рассмотрим подробнее ситуацию. Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представлена своевременно и нужному уполномоченному органу. Таблица 6.2 раздела VI формы ДВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509) заполнена в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) объекта. В графе 9 у определенного вида отхода указан один ОРО, а по факту он в отчетном периоде был размещен на другом ОРО. Что тогда? Нужно ли рассчитывать плату за размещение отходов с применением коэффициента 25? Формально изменение ОРО не является основанием для внесения изменений в ДВОС или представления новой декларации, но сама ДВОС выступает в качестве разрешительного документа для объекта II категории, за исключением случаев, когда получено комплексное экологическое разрешение (КЭР). Условия для применения формулы из п. 32 Правил № 881 для расчета платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, ТКО) и формулы из п. 30 Правил № 881 для расчета платы за размещение ТКО с применением коэффициента (Ксл), равного 25, – это превышение объема или массы отходов, указанных в ДВОС. Определение Ксл для объектов II категории тоже имеет интересное изложение: это «коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду…». Подвязка все-таки идет именно к превышенному объему размещенных отходов, указанному в ДВОС, и не упоминается указанный (неуказанный) ОРО в ДВОС. Что по этому поводу думает Минприроды России? Для обоснования своей позиции 48 Минприроды России использует следующие положения: 1. Согласно п. 24 Методических указаний по разработке проектов НООЛР, утвержденных приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021, раздел «Сводные данные по образованию отходов и их размещению» НООЛР объектов II категории заполняется по рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении № 13 к данным Методическим указаниям. В разделе в том числе указываются наименование и номер ОРО в ГРОРО, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792. 2. Согласно п. 25 Порядка заполнения ДВОС (утвержден приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509, далее – Порядок № 509), раздел IV формы ДВОС в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах НООЛР. В разделе 6.2 формы ДВОС также указывается номер ОРО в ГРОРО. 3. Одновременно с этим, согласно п. 9 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ, за непредставление ДВОС или представление недостоверной информации, содержащейся в ДВОС, хозяйствующие субъекты несут ответственность, установленную законодательством РФ. 4. В силу ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в том числе в ДВОС, влечет за собой применение мер административного воздействия. Получается, чтобы однозначно избежать применения коэффициента 25 при расчете платы за размещение отходов на неуказанном в ДВОС ОРО, следует подать новую ДВОС или внести в старую изменения, несмотря на то, что для этого не существует закрепленных в законе оснований. Для информации: порядок внесения изменений в ДВОС не утвержден, хотя в Порядке № 509 он упоминается. Поэтому следует уточнить у своего территориального органа Росприроднадзора, что именно и в каком виде следует сделать для приведения в соответствие своей ДВОС реальному положению.

5. Нужно ли вносить плату за выброс и сброс загрязняющих веществ, не подлежащих нормированию, по объекту I категории?

По объектам I категории тоже возникают существенные вопросы, и в первую очередь в ситуации, когда получено КЭР.

Заявка на получение КЭР содержит расчеты технологических нормативов, НДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах, соответствующие санитарноэпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством, а также расчеты таких нормативов (п. 3 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ). КЭР содержит технологические нормативы, НДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах (п. 2 ст. 23, ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ). Соответственно КЭР такие нормативы и устанавливаются. Иные вещества, в отношении которых не устанавливаются технологические нормативы, НДВ и НДС, не должны содержаться ни в заявке на получение КЭР, ни в выданном КЭР. В свою очередь, Правила № 881 содержат указания о расчете платы за НВОС для объектов I категории, получивших КЭР, в соответствии с КЭР. Также, согласно п. 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ и п. 12 Правил № 881, при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Если рассматривать эти положения в отношении объектов I категории, получивших КЭР, то расчет платы за НВОС необходимо осуществлять только в отношении загрязняющих веществ, для которых в соответствии с требованиями законодательства устанавливаются нормативы, а это КЭР. Также следует обратить внимание, что Правила № 881 не содержат положений о том, по каким формулам необходимо рассчитывать плату за НВОС в отношении загрязняющих веществ, не подлежащих нормированию, для объекта I категории, получившего КЭР. Таким образом, по логике при получении КЭР платежная база в отношении ненормируемых веществ не рассчитывается. Однако мнение Минприроды противоположно этим доводам 50. Минприроды России в своих разъяснительных письмах в отношении описанной ситуации ссылается на п. 3 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, а также на п. 11 Правил № 881, в которых установлено, что платежная база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень. Примечательно то, что и до вступления в силу Правил № 881, Минприроды России придерживалось того же мнения (см., например, письмо Минприроды России от 03.02.2020 № 19-47/2482 «Об определении платежной базы»). Относительно того, какой в таком случае разрешительный документ указать в Декларации о плате за НВОС (в том числе при ее формировании в личном кабинете природопользователя), Минприроды в частном порядке предложило указать КЭР, так как разрешительным документом для объекта I категории в принципе является КЭ

Остались вопросы ?

За консультацией наших специалистов:

☎ +7 (904) 090-77-46

✉ mail@belecolog.ru

Написать нам напрямую ВК: vk.com/belecolog

Наш сайт: https://belecolog.ru/

Наш адрес

Белгородская область
город Губкин
улица Дзержинского дом 17
здание НииКМА
Телефон: +7(904)090-77-46
Email: mail@belecolog.ru